Карельский региональный институт непрерывного профессионального образования Петрозаводского государственного университета
В КРИНПО ПетрГУ проведено он-лайн обучение карельских педагогов работе по программе «Формирование здорового образа жизни у школьников»

Формирование и укрепление привычек здорового образа жизни у подростков играет важную роль для профилактики заболеваний  у подростков, тем самым помогая избежать серьезных проблем со здоровьем, когда они станут взрослыми. Это важно и для благополучия общества, и для экономического процветания  государства, поскольку способствует снижению нагрузки на здравоохранение и продлению работоспособного возраста.

25-26 июня Карельский региональный институт непрерывного профессионального образования Петрозаводского государственного университета провел обучение для педагогов школ Республики Карелия по формированию здорового образа жизни у школьников. Обучение было проведено в он-лайн формате с использованием дистанционной платформы zoom. Порядка тридцати педагогов из большинства районов республики приняли участие в данной программе. Обучение проводилось с привлечением карельских и московских экспертов по формированию здорового образа жизни.

Большую помощь в организации мероприятия в части информирования школ и управлений образования в районах республики оказали руководители межрайонных ресурсных центров университета.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, к основным проблемам здоровья у подростков относятся:

- непреднамеренные травмы. По данным на 2016 год, более 135.000 подростков погибли в результате ДТП и более 50.000 – в результате утопления.  В связи с этим обучение детей и подростков правилам дорожного движения и плаванию является жизненно важным.

- депрессии, которые являются третьей ведущей причиной заболеваний и инвалидности среди подростков, а суицид как причина смерти находится на третьем месте среди подростков 15-19 лет. Укреплять психическое здоровье помогают программы, способствующие формированию жизненных навыков и укреплению как семейных, так и взаимоотношений между сверстниками.

- межличностное насилие – третья по значимости причина смерти подростков в мире. В мире каждая третья девочка-подросток 15-19 лет становится жертвой эмоционального, физического или сексуального насилия. Предупредить насилие возможно также с помощью обучения жизненным навыкам и профилактики употребления психоактивных веществ и алкоголя.

- употребление алкоголя, табака и других психоактивных веществ также наносит вред здоровью, снижая самоконтроль, являясь причиной травм и ДТП, негативно отражаясь на продолжительности жизни.

- недостаточное питание и ожирение также делает детей и подростков уязвимыми по отношению к болезням пищеварения, обмена веществ и пр., приводя к снижению качества жизни и риску более ранней смерти. Развитие здоровых привычек в питании и физической активности особенно важны для детей и подростков.

- снижение физической активности приводит к пассивному образу жизни, в то время как физические нагрузки имеют важнейшее значение для укрепления здоровья подростков, положительно влияя на дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и костную системы, а также улучшая психосоциальные характеристики.

 По данным Минздрава России на 2017 год, Республика Карелия находится на третьем месте среди регионов России с худшими показателями по уровню заболеваемости детей до 14 лет, лидирующими заболеваниями при этом являются: острые респираторные заболевания, болезни органов пищеварения, болезни крови и кроветворных органов, травмы, отравления, патологии нервной системы. По данным госдоклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году», Республика Карелия относится к группе субъектов с наибольшим уровнем влияния  комплекса санитарно-гигиенических факторов на  состояние здоровья населения,  условий обучения и воспитания на состояние здоровья детей,  факторов образа жизни на состояние здоровья населения (несбалансированное питание, употребление алкоголя и табакокурение). 

Проведенная учебная программа базировалась на методических материалах для специалистов в сфере ЗОЖ, разработанной автономной некоммерческой организацией «Содействие» в рамках проекта В 1911 «Общешкольный подход к сохранению здоровья детей на Севере», которая создала программу «Формирование здорового образа жизни у школьников (5-8 классы)». Программа предназначена для реализации в общеобразовательных школах классными руководителями, социальными педагогами, школьными психологами, легко может быть разбита на модули и встроена в структуру классных часов, уроков физической культуры, ОБЖ, биологии, литературы, обществознания.

Выполнение домашних заданий позволяет вынести профилактические занятия за рамки школы, включить активную роль родителей, повышая результаты работы по программе и детско-родительское взаимодействие.

Программа учитывает особенности подросткового возраста, когда дети в силу любопытства, особенностей подростковых субкультур и среды пробуют рискованное поведение, и данная программа является вкладом в то, чтобы дети благополучно прожили подростковый возраст, приобретя важные жизненные навыки.

Темы интерактивных занятий отвечают всем перечисленным выше проблемам подросткового периода. Ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы не оставят детей равнодушными.  Занятие «Наш класс – лучшая страна» направлено на командообразование, формирование коллектива класса, профилактику агрессии, школьного невроза и дезадаптации. На занятиях «Здоровье и здоровый образ жизни», «Привычки и здоровье», «Режим дня школьника», «Правильное питание» дети узнают о факторах, влияющих на здоровье, формируют свое отношение к ним и используют полученные знания на практике.  Тема «Что такое любовь и как она влияет на наше здоровье» также крайне важна.  Первые достижения, победы и поражения дети проживают в школе. И именно в школе они узнают, что такое любовь. В силу неумения выражать симпатию, подростки  часто выбирают не самые приемлемые способы сказать о своей любви: задевают, обзывают, прячут школьные рюкзаки…  На занятии дети учатся разным социально приемлемым способам выражать симпатию, говорить  о своих чувствах, составляют в группах портреты «идеального парня» и «идеальной девушки», в ходе обсуждений и составления сказочной истории приходят к  выводу о том, что любовь – это не просто подарок судьбы, а ежедневный труд, чтобы сделать любимого человека счастливым.  Занятие «Физическая активность» способствует профилактике гиподинамии у современных подростков, формируя модели поведения для настоящего и долговременного здоровья и благополучия. Занятие «Профилактика курения» предлагается в двух вариантах: для класса, в котором нет курящих детей и для класса, где есть курящие подростки. В первом случае занятие направлено на отработку навыка отказа от нежелательного действия, а во втором случае -  на развенчание мифов о курении и выработке осознанного негативного отношения к курению. Занятие «Профилактика употребления алкоголя» дается в двух вариантах по тому же принципу, что и занятие «Профилактика курения».  Занятия построены с учетом факторов, влияющих на приобщение подростков к алкоголю: биологические, социальные и психологические. Занятие «Он-лайн безопасность» дает подросткам представление о роли компьютера в жизни человека и безопасном поведении в сети интернет.  

С точки зрения авторов  - научных сотрудников национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины, программа грамотная, актуальная, интересная, построенная с учетом всех принципов профилактики и может быть настоятельно рекомендована к внедрению в образовательных учреждениях.

«Спасибо за программу и предоставленное обучение. Я попытаюсь ее внедрить с ребятами. Надеюсь, у нас все получится» - такими были отзывы большинства педагогов-участников обучения. 
Фотографии